27 / 12 / 2014

Для чего нужны правила композиции в фотографии: основы визуального восприятия человека

Что бы мы делали без правил! С одной стороны, они ограничивают нас, не дают нам полной свободы, но есть и такие, нарушения которых могут быть просто опасны. Нас с детства учат, как переходить дорогу или пользоваться газом. Получая образование, мы обучаемся новым правилам, связанным с нашей будущей профессией. Если вы получили художественное образование, то нет проблем. Вы знаете, какая должна быть картинка, что такое пропорции и цвета. Но как быть тем, кто только начал учится? Желание получить лучший результат естественно как для профессионала, так и для любителя. Разница в том, что профессиональный фотограф в Москве (неважно, какое у него было профилирующее образование) эти правила знает, а вот любитель - чаще всего, нет.

Часто употребляемая любителями фраза «мне бы такую технику, и я так смогу» не имеет смысла. Техника решает многие проблемы и существенно облегчает жить профессионала, но и способна усложнить жизнь любителя. Неважно, какой аппарат в руках - сейчас даже не дорогие любительские камеры способны делать очень качественные снимки. Любителям, которым надоели унылые фото, надо просто немного подучиться, и довольно быстро они смогут действительно радовать своими снимками. Первое, что стоит понять и принять — правила композиции в фотографии основаны на визуальном восприятии человека - они продиктованы нашей природой, нарушать их можно только в крайнем случае.

Правило третей

Разработчики фотокамер позаботились о соблюдении этого простого правила. Помните эту странную сетку, которую чаще всего вы стразу отключали, ту самую, что делит картинку на девять ровных квадратов? Это и есть "правило третей". То, что вы хотите особенно подчеркнуть в кадре, должно находиться на пересечении линий, или максимально близко к ним. Если вы пользуетесь фоторедактором, там, наверняка, можно выставить эту функцию. Возьмите любую свою фотографию и выполните операцию «подрезка» согласно этому простому правилу. Пейзаж, портрет или натюрморт — оно годится для всего.

Золотое сечение

За него стоит сказать спасибо еще древним грекам — оно легло в основу изобразительного искусства. Итак, древние греки завещали, и были правы, что внимание человека особенно сильно концентрируется на определенных точках. Точек, как заведено, четыре, но немного другое расположение. Делим кадр на девять квадратов, но в этот раз вертикальные линии смещаем ближе к центру. Смысл тот же — эти точки в кадре должны быть заполнены тем что вы хотите особенно подчеркнуть.

Это основные, есть еще много, для начала попробуйте следовать этим двум простым правилам. Сделайте новые или отредактируйте свои старые фото согласно этим советам, и вы сможете изменить свое видение фотографии неизбежно в лучшую сторону.